Курс лекций "Введение в учение Тувелпита"

Версия для печати

План лекций по курсу "Введение в учение Тувелпита"

Лекции проходят ежедневно с 12-00 в Храме Тувелпита. Вход свободный. Лектор - Бухой Брат Леонидас.

Основные понятия философии и теологии. Субъективный идеализм и материализм - диалектика их взаимодействия как двигатель философской мысли. Понятия свободы и счастья, их субъективность и идеальность, их проекции на материальную действительность.

Методологические основы теологической философии. Теология как к ключ к познанию мира и самого себя. Психологические и философские предпосылки теологии. Место теологии в современной системе знаний. Теологический и философский подходы в системе знаний о боге.

Основные религиозные течения южного побережья. Предпосылки их возникновения, история их развития и их основные концепции. Геополитические особенности государств южного побережья и их связь с их конфессиональными особенностями.

Историкографические особенности генезиса учения Тувелпита. Основные концепции учения Тувелпита. Идеи свободы и равенства людей. Субъективность понятий свободы и равенства. Геополитические предпосылки возникновения учения о свободе. Идея гнёта и угнетателей. Революционная идея. Понятия классов и классовой борьбы как предпосылки возникновения революционной ситуации. Идея счастья. Идея мира. Идея любви.

Основные понятия психологии. Личность, индивид, сознание. Предпосылки возникновения учения о сознании. Исторические аспекты генезиса учений об изменении состояния сознания. Примеры конкретных учений, их основные концепции. Рассмотрение понятия свободы, равенства и счастья в контексте изменения состояния. Революционная идея как диалектическое дополнение к субъективности состояний сознания.

Учение Тувелпита как теологическая концепция. Методы изменения состояния сознания. Цели революционной борьбы.

Учение Тувелпита как методология. Философско-мировоззренческий подход к учению Тувелпита. Генезис новых теологических концепций на основе учения Тувелпита. Будущее учения Тувелпита. Заключение.

Лекция 1

Основные понятия философии и теологии. Субъективный идеализм и материализм - диалектика их взаимодействия как двигатель философской мысли. Понятия свободы и счастья, их субъективность и идеальность, их проекции на материальную действительность.

К определению понятия философии есть много подходов. Есть подход, заявляющий, что философия есть наука о наиболее общих особенностях развития общества. Есть мнение, что философия - это один из видов мировоззрения. Здесь некоторые начинают спорить и говорить о том, что философия может касаться не только мировоззрения, но и других аспектов деятельности человека и мира в целом, например, методологии, познания, космологических аспектов, генезиса мира, онтологии, и т.п. Возможно, в чём-то они и правы. Можно, однако, рассматривать все данные проявления в контексте понятия мировоззрения. Мировоззрение, например, может определять методологический аспект гносеологии: сравните религиозное и научное мировоззрение. Определяя философию как тип мировоззрения, мы соотносим её, тем самым, с другими типами мировоззрения: научным, религиозным и т.п. Не следует думать, однако, что данное соотнесение говорит о том, что философия заведомо противоречит данным учениям. Это не так. Философия определяет тип мировоззрения в рамках которого производится рассмотрение различных типов мировоззрения. Данная особенность философского мировоззрения определяет его как особенный тип мировоззрения, а саму философию - как более высокую ступень развития мысли. Данная особенность позволяет нам говорить о важности философии в современной системе знаний.

Теология - это философия на основе существования бога. Такое определение может показаться неожиданным. Дело в том, что исторически сложилось, что понятие теологии приобрело негативную окраску. Миф "антитеологов" состоит в том, что бога не существует и теология не есть область знания. И то и другое - абсурд. Существование бога (причём, далеко не одного) доказано экспериментально, а количество исследований и публикаций на теологическую тематику отвечают на второй вопрос. Говоря о теологии, мы говорим о некоей области знания, которая позволяет нам рассматривать человека, общество и мир в целом с точки зрения учения о боге. Поскольку богов великое множество, у каждого есть свои концептуальные особенности, "плюсы" и "минусы", изучение божественного промысла является безусловно актуальной задачей современного общества. Подобное знание позволит нам строить свои отношения как между собой, так и с высшими силами сознательно. Это позволит нам достигнуть как большего понимания окружающего мира, так и создать более благоприятные условия для человеческой жизни. Посему, очевидны как теоретические, так и практические преимущества теологического подхода.

Как мы упомянули выше, философия и теология тесно связаны. Наиболее интересными (для нашего предмета изучения) из философской мысли представляются понятия субъективного идеализма и материализма. Для определения данных понятий требуются понятия материи и сознания. Сознание трактуется в философском, а не психологическом смысле. Подобные наиболее общие понятия называются категориями. Очевидно, что определить категории не представляется возможным. Это так же очевидно, что невозможно определить понятия прямой или точки ввиду их абсолютной идеальности. Однако это не мешает нам строить теории, пригодные для практического применения. Примеры практического применения теории на основе точек и прямых достаточно общеизвестны. Говоря о субъективном идеализме, мы говорим о философском направлении, утверждающем первичность сознания, о материализме - материи. В материализме - мир - это объективная реальность, данная нам в ощущениях. В с.и. - объективная реальность - продукт деятельности сознания. Генезис вторичной сущности из первичной назовём категорией процесса. Если объединить сознание и материю в категорию сущности, получим две наиболее абстрактные категории - сущность и процесс. Тогда мир может быть описан как процессы над сущностями. Фактически, таким образом мы описали всё бытие одним махом. Но дело в том, что подобное описание несёт мало практической пользы. Это, собственно, и явилось причиной развития философской и теологической мысли вообще. Определим понятие диалектики. Существует два подхода к описанию мира - диалектический и метафизический. Метафизический подход рассматривает мир как статичную картину, некогда созданную и продолжающую существовать по определённым внутренним правилам. Диалектический подход рассматривает мир как динамическую картину, определяя законы генезиса внутренних правил на основе законов диалектики, действующих на пространстве идеальных понятий. Данные законы таковы: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество. Данные законы определяют основные принципы генезиса и развития понятий. Диалектический подход можно распространить на историю развития философской мысли. Если рассмотреть истрию, то диалектика борьбы между идеями субъективного идеализма и материализма определяла если не всё, то значительную часть развития философской мысли.

Понятия свободы и счастья - интуитивно понятны каждому. Однако попытки дать определения опять наталкиваются на значительные проблемы. Особенно попытки дать объективные определения. Была дана масса определений свободы. Свобода была осознанной необходимостью. Свобода была анархической свободой. Здесь можно рассмотреть прения самих сторонников анархизма и их различия. Анархизм как отсутствие власти. Анархизм как местное самоуправление. Идеи об утпическом анархическом государстве - генезис которого возможен через изменение природы человека. Теологические идеи генезиса анархизма. Идеи отмены частной собственности. И т.п. Подробнее вопросы теории анархизма можно рассмотреть на семинаре или на дополнительной лекции. Из всего этого видно, что понятие свободы совершенно субъективно. Аналогично и с понятием счастья. Одни счастливы при одном, другие при другом. Посему, если мы хотим их достичь, мы должны в первую очередь ориентироваться на внутреннюю сторону данных проблем. Рассматривая же данные проблемы в контексте объективной реальности мы можем говорить о том, что одни условия способствуют развитию данных концепций, другие - нет, например - общественный строй, политическая ситуация и т.п. В этом заключается проекция данных понятий на объективную реальность. Таким образом мы должны обеспечить надёжную базу для наших изысканий - обеспечить условия для внутреннего развития. Для этого нам потребуются знания из политики и других областей обществознания, с которыми мы познакомимся на следующих лекциях. Опять же, диалектка объективного и субъективного, в данном, случае, определяет развитие и движение вперёд мысли.

Спасибо за внимание, с вами был Бухой Брат Леонидас.

Лекция 2

Методологические основы теологической философии. Теология как к ключ к познанию мира и самого себя. Психологические и философские предпосылки теологии. Место теологии в современной системе знаний. Теологический и философский подходы в системе знаний о боге.

Ключевым пунктом любой области знания является методология - наиболее общие принципы данной системы, которые формируют определённую систему генезиса новых областей и дальнейшего исследования известных. Теология в этом смысле не является исключением. Методология теологии - или, как её ещё иногда называют в нашем контексте - теологической философии - достаточно широко известна среди других философско-теологических дисциплин. Возьмите любую религиозную доктрину - она уже содержит в себе методологию, определяющую принципы постижения понятий, вводимых системой знаний данной доктрины. Таким образом, любая доктрина формирует две вещи - систему понятий и методологию. Здесь налицо сходство с диалектическим единством сущностно-процессного описания бытия, которое было введено на первой лекции. Вооружившись диалектическим аппаратом, будем рассматривать диалектику методологии в рамках теологической философии. Рассмотрим примеры проявления диалектических методов в идеологиях различных доктрин. Например, методология постижения непостижимого знания. Или единство противоположностей. Подобных примеров - масса, и все они представляют собой проявления диалектических методов в методологии различных доктрин. Посему, понимая бесспорное удобство аппарата диалектики, мы будем активно его использовать.

Задумываясь о различных областях знания, мы часто ищем в них ключи к познанию каких-либо областей нашей действительности. Такая действительность может быть как естественной, так и абстрактной, но существуя по крайней мере в нашем сознании она уже является актуальной. Впрочем, вопрос о формальности и актуальности той или иной действительности также является вопросом методологии данной области. В одной области те или иные понятия могут вводиться формально, в других - актуально, пример - бесконечность. Опять же, ставя вопрос о категории сознания, мы используем введённый нами методологический аппарат. Мы говорили о том, что теология является наиболее общим типом мировоззрения, позволяющем рассуждать на более высоком методологическом уровне. Преимущества высокого методологического уровня заключаются в более общей вырабатываемой методологии, что позволяет нам делать суждения, которые, во-первых, будут актуальны при всех частных случаях, и, во-вторых, видеть те частные случаи, которые ускользают от нас при более низком уровне методов. Это опять же показывает ту важность методов теологии и самой теологии вообще в общей системе знаний. Говоря о познании, мы прежде всего задумываемся о познании мира, и, лишь затем, о познании самого себя через этот мир. В принципе, такая последовательность познаний, во-первых, определяется интуитивной методологией, и, во-вторых, определяет диалектику данного метода познания в его противопоставлении внешнего и внутреннего. Диалектика данного противпоставления особенно видна в психологических особенностях как системы ценностей, так и методов познания конкретных индивидов. Таким образом, теология, как область знания, рассматривающая методы познания является фундаментальной дисциплиной в методологии познания. Занимаясь познанием, важно понимать, что познание может быть направлено и противоположным метологическим вектором, т.е. начиная с познания себя мы начинаем познавать мир. Во многом, такой тип методологии оказывается более сложным для конкретной реализации. Теология, как наиболее общая методологическая доктрина, не определяет единственный вектор познания, а лишь занимается рассмотрением наиболее общих особенностей данных систем.

Занимаясь познанием, часто бывает важно понимать те предпосылки, которые определяют те векторы методологии, которые, в свою очередь, являются предпосылками для собственно познавательных действий индивида. В случае теологии, рассматривая те векторы, которые мы обозначили выше, мы можем рассмотреть две характерные предпосылки познания - психологический и философский. Психологический, или рефлексивный, направляет вектор на познание самого себя, философский - на познание мира. Опять же, возвращаясь к ранее сказанному, вспомним понятия счастья и свободы. Эти два направления характеризуют примеры предпосылок по данным двум векторам возникновения знания. Теология же, вооружившись аппаратом диалектики, занимается формированием методологии генезиса знания по данным векторам.

Современная система знаний достаточно обширна и включает в себя множество областей - от мореходного дела до фундаментальной математики. Не забыто и место бога в данной системе знаний. Как мы говорили выше, философия рассматривает наиболее общие методы генезиса понятий и категорий, то есть методологию процессов над категориями, теология же включает в данную методологию бога как некую высшую сущность. Таким образом теология является областью системы знаний, занимающейся наиболее общими вопросами бытия. Теология - это тип мировоззрения, включающий божественную сущность, определяющий генезис всех остальных мировоззрений и исследование их развития в рамках общей структуры, накладываемой общей концепцией самого бытия, а также разработка наиболее общей методологии, позволяющей заниматься изучением и познанием наиболее общих вопросов системы знаний.

Мы говорили о достаточной общности философии и теологии. Теперь поговорим о различиях. Фундаментальное различие в теологической и философской методологиях заключается в отношении к категории бога. В философии бог не выделяется в отдельную категорию и действует наравне с остальными сущностями. Поэтому в рамках философии понимание божественной сущности чрезвычайно убого и может привести к безумным идеям вроде атеизма и пр., которые являются несомненной глупостью, ибо опровергнуты экспериментально. Таким образом, философская методология недостаточно совершенна для описания бытия с богом, чего не сказать о теологической. Теология рассматривает божественную категорию отдельно, чем позволяет описывать все возможные в бытие процессы без искажения. Кроме того, данный подход диалектически более корректен, что также, безусловно, чрезвычайно повышает его значимость. Посему, говоря о философии, мы будем говорить лишь о той её части, которая является достаточно общей с теологией, а заведомо ущербную и противоречивую её часть мы рассматривать не будем. Если будет желание, её можно рассмотреть на семинаре.